test
НОВОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК ОДНОКУРСНИКОВ
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ УЧАСТНИКИ СООБЩЕСТВА
КАТАЛОГ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
КОНТАКТЫ

Новые предложения
Новые участники сообщества
Компании в сообществе

Выставки:










Вход для пользователей: e-mail:    
Зарегистрироваться пароль:     Запомнить меня
Поиск по сайту:    
  Забыли пароль?  



НОВОСТИ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Поиск для зарегистрированных пользователей:
Поиск по разделам   Поиск по фирмам   Поиск по дате  
X
Поиск по дате:
<< Август, 2019 >>
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Март, 2019   Февраль, 2019   Январь, 2019   Декабрь, 2018   Ноябрь, 2018   Октябрь, 2018   Сентябрь, 2018   Август, 2018   Июль, 2018   Июнь, 2018   Май, 2018   Апрель, 2018   Март, 2018   Февраль, 2018   Январь, 2018   Декабрь, 2017   Ноябрь, 2017   Октябрь, 2017   Сентябрь, 2017   Август, 2017   Июль, 2017   Июнь, 2017   Май, 2017   Апрель, 2017   Март, 2017   Февраль, 2017   Январь, 2017   Декабрь, 2016   Ноябрь, 2016   Октябрь, 2016   Сентябрь, 2016   Август, 2016   Июль, 2016   Июнь, 2016   Май, 2016   Апрель, 2016   Март, 2016   Февраль, 2016   Январь, 2016   Декабрь, 2015   Ноябрь, 2015   Октябрь, 2015   Сентябрь, 2015   Август, 2015   Июль, 2015   Июнь, 2015   Май, 2015   Апрель, 2015   Март, 2015   Февраль, 2015   Январь, 2015   Декабрь, 2014   Ноябрь, 2014   Октябрь, 2014   Сентябрь, 2014   Август, 2014   Июль, 2014   Июнь, 2014   Май, 2014   Апрель, 2014   Март, 2014   Февраль, 2014   Январь, 2014   Декабрь, 2013   Ноябрь, 2013   Октябрь, 2013   Сентябрь, 2013   Август, 2013   Июль, 2013   Июнь, 2013   Май, 2013   Апрель, 2013   Март, 2013   Февраль, 2013   Январь, 2013   Декабрь, 2012   Ноябрь, 2012   Октябрь, 2012   Сентябрь, 2012   Август, 2012   Июль, 2012   Июнь, 2012   Май, 2012   Апрель, 2012   Март, 2012   Февраль, 2012   Январь, 2012   Декабрь, 2011   Ноябрь, 2011   Октябрь, 2011   Сентябрь, 2011   Август, 2011   Июль, 2011   Июнь, 2011   Май, 2011   Апрель, 2011   Март, 2011   Февраль, 2011   Январь, 2011   Декабрь, 2010   Ноябрь, 2010   Октябрь, 2010   Сентябрь, 2010   Август, 2010   Июль, 2010   Июнь, 2010   Май, 2010   Апрель, 2010   Март, 2010   Февраль, 2010   Январь, 2010   Декабрь, 2009   Ноябрь, 2009   Октябрь, 2009   Сентябрь, 2009   Август, 2009   Июль, 2009   Июнь, 2009   Май, 2009   Апрель, 2009   Март, 2009   Февраль, 2009   Январь, 2009   Декабрь, 2008   Ноябрь, 2008   Октябрь, 2008   Сентябрь, 2008   Август, 2008   Июль, 2008   Июнь, 2008   Май, 2008   Апрель, 2008   Март, 2008   Февраль, 2008   Январь, 2008   Декабрь, 2007   Ноябрь, 2007   Октябрь, 2007   Сентябрь, 2007   Август, 2007   Июль, 2007   Июнь, 2007   Май, 2007   Апрель, 2007   Март, 2007   Февраль, 2007   Январь, 2007   Декабрь, 2006   Ноябрь, 2006   Октябрь, 2006   Сентябрь, 2006   Август, 2006   Июль, 2006   Июнь, 2006   Май, 2006   Апрель, 2006   Март, 2006   Февраль, 2006   Январь, 2006   Декабрь, 2005   Ноябрь, 2005   Октябрь, 2005   Сентябрь, 2005   Август, 2005   Июль, 2005   Июнь, 2005   Май, 2005   Апрель, 2005   Март, 2005   Февраль, 2005   Январь, 2005   Декабрь, 2004   Ноябрь, 2004   Октябрь, 2004   Сентябрь, 2004   Август, 2004   Июль, 2004   Июнь, 2004   Май, 2004   Апрель, 2004   Март, 2004   Февраль, 2004  
Дата: 27.05.2004

Минприроды предлагает ввести налог на запасы. Новый министр хочет окончательно раскулачить нефтяные компании. Иностранцы не успеют. Купить российские месторождения, если правительство примет предложения Минприроды

Министерству природных ресурсов не терпится заработать денег для бюджета за счет продажи прав на недропользование, пишут Ведомости. Министр Юрий Трутнев заявил о намерении вчетверо сократить срок от объявления условий аукциона на право разработки месторождения до его проведения. Эксперты полагают, что эта мера может отсечь от участия в аукционах крупные международные компании.

Трутнев заявил вчера журналистам, что Минприроды предлагает сократить срок от объявления условий торгов по месторождениям до их проведения с шести месяцев до 45 дней. По его мнению, большинство компаний принимают решение об участии в аукционе задолго до его объявления, поэтому нет смысла выдерживать столь длинную паузу.

В ближайшие годы государство может выставить на торги три крупных месторождения - "Сахалин-3" (суммарные прогнозные запасы 620 млн т нефти и 770 млрд куб. м газа) , Сухой Лог (по данным госкомиссии по запасам на 1 января 2004 г. , запасы в 1029 т золота) и Удоканское месторождение меди (утвержденные запасы - 20 млн т).

У МПР пока нет технико-экономического обоснования ни по одному аукциону, и их подготовка займет один-два месяца, сообщил Трутнев. А если между объявлением и проведением аукциона придется ждать шесть месяцев, в этом году ни одно месторождение продать не удастся и поступлений в бюджет от них не будет. По словам Трутнева, это относится к месторождению золота Сухой Лог, а ранее представители МПР заявляли о намерении провести в этом году аукцион по нефтегазовым месторождениям проекта "Сахалин-3".

Министр сказал, что МПР попробует добиться права проведения аукционов в течение 45 дней к концу лета. Источник, близкий к МПР, сомневается в реализуемости этой инициативы. Дело в том, что нынешний срок проведения торгов по крупным месторождениям утвержден еще постановлением Верховного Совета РФ в 1992 г. "Этот документ имеет силу закона, и поправки в него внести невозможно, поскольку Верховного Совета больше нет", - говорит собеседник "Ведомостей". По его мнению, единственный путь - это отмена всего положения о лицензировании и принятие Госдумой нового аналогичного документа, что вряд ли возможно в озвученные министром сроки. "Министр озвучил лишь один из вариантов, которые сейчас рассматриваются. Но это еще не окончательное решение", - уточняет заместитель Трутнева Анатолий Темкин.

Зампред правления "Норильского никеля", претендующего на разработку Сухого Лога, Максим Финский поддерживает Трутнева. По его мнению, компаниям-претендентам ни к чему полгода на раздумья, поскольку, идя на аукцион, они обладают информацией о месторождении, его запасах и условиях разработки.

Эксперты уверены, что сокращение срока проведения аукционов сильно сузит круг их участников. Иностранные компании весьма тщательно подходят к изучению геологической и иной информации, напоминает Дмитрий Никифоров, глава московского представительства юридической фирмы Debevoise & Plimpton. "45 дней недостаточно для всестороннего изучения условий аукционов", - подтверждает специалист по законодательству о недропользовании Анатолий Аверкин. К тому же, добавляет он, нераспределенных участков недр осталось немного и вряд ли стоит ставить их продажу на поток. А Никифоров отмечает, что ослабление конкуренции приведет к сокращению поступлений в бюджет. По его мнению, от объявления торгов до их проведения должно проходить "хотя бы три месяца".

Юрий Трутнев полез в закрома родины. Новый министр природных ресурсов предложил окончательно раскулачить нефтяные компании

Вчера министр природных ресурсов Юрий Трутнев выступил с шокирующим предложением – ввести налогообложение запасов нефти, пишет Независимая газета. «Мы не убеждены в том, что сегодняшняя модель, когда налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина являются основными инструментами налогообложения, оптимальна, – заявил он на российско-американском семинаре по недропользованию. – Если хотим, чтобы компании больше использовали запасы, а не держали их на балансе, нужно их стимулировать, например, заставлять платить не только с тонны добычи, но и с тонны запаса». Министр добавил, что эти предложения, возможно, уже будут реализованы в новой редакции закона о недропользовании, которую предполагается принять уже в этом году. Аналитики связывают это заявление с желанием государства получить как можно больше выгоды от высоких цен на нефть на мировых рынках. Если предложение будет реализовано, компании начнут скрывать свои реальные запасы, а разведка новых потеряет всякий смысл.

По словам Юрия Трутнева, в настоящий момент проблемами для его ведомства являются воспроизводство минерально-сырьевой базы и неэффективная разработка месторождений. «Сегодня нефти добывается значительно больше, чем вводится новых запасов». Министр признал, что государство практически вышло из геологоразведки, а бизнес не вошел в эту сферу, так как его интересы не защищаются. Поэтому, по его словам, нужно разработать механизмы, защищающие интересы бизнеса. В рамках этой концепции в новом законе о недропользовании будут четко прописаны действия чиновников, решения которых должны быть «прозрачны и понятны».

Стремлением пойти навстречу добывающим компаниям объясняется и предложение министра сократить сроки объявления условий аукционов на право разработки месторождений с 6 месяцев до 45 дней. «Зачем мы ждем шесть месяцев? Большинство компаний задолго до объявления аукциона принимают решение об участии в нем», – отметил Юрий Трутнев.

Тем более странным выглядит предложение о налогообложении запасов нефти. «Если российские компании будут облагаться налогом на тонну своих разведанных запасов, это вряд ли будет способствовать активизации ими разведки и декларации разведанных запасов, – сказала «НГ» начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова. – Скорее они начнут их гораздо менее активно раскрывать. В последнее время государство пытается придумать новые способы воспользоваться ростом мировых цен на нефть, но эти кратковременные задачи противоречат долгосрочной стратегии развития отрасли. Она в первую очередь должна быть направлена на активизацию разведки и промышленного освоения месторождений, расширение каналов сбыта, в первую очередь, трубопроводных мощностей. Возможно, дополнительные налоги будут направлены государством на строительство новых мощностей, однако никаких конкретных заявлений в этой области сделано не было».

Министр природы объяснил свое предложение необходимостью стимулировать нефтяные компании к разработке месторождений, а не резервирования их на балансе. Такая проблема действительно существует. «В отчетности крупнейших российских компаний по международным стандартам есть косвенная оценка запасов и предполагаемых от них денежных потоков, – пояснила «НГ» аналитик ИК «ФИНАМ» Марина Лукашова. – У нас они действительно несколько ниже, чем у аналогичных западных компаний, именно потому, что наши компании фактически складируют запасы в виде лицензий. Поэтому с экономической точки зрения какая-то рациональность в предложении министра есть. Но государство пытается решить эту проблему карательными методами, вместо того чтобы создать систему открытых и понятных торгов лицензиями – тогда компании могли бы продавать месторождения, когда они им не нужны, и покупать, когда готовы их разрабатывать. А от введения налога на запасы ни одна компания не согласится уменьшить свою резервную базу, скорее будет платить этот налог, занижая запасы и манипулируя цифрами. Изымая таким образом средства, государство ставит подножку отрасли, которая стоит на пороге перехода из старых нефтяных провинций в новые и нуждается в капитальных вложениях».

Нигде в мире подобной практики налогообложения не существует. Главный научный сотрудник ВНИИМС Семен Кимельман рассказал «НГ», что несколько лет назад нечто подобное вводилось в США – запасы ставились на баланс нефтяных компаний по их стоимостной оценке, и компании платили соответствующий налог на имущество. Но от этой системы вскоре отказались, несмотря на то что запасы в Америке подсчитываются каждый год с высокой точностью. «В баланс надо вносить все до копейки, а ведь запасы бывают разных категорий – а помимо запасов имеются еще и ресурсы, то есть недоказанные запасы. Они тоже учитываются при выдаче лицензий, – пояснил он. – Извлекаемые запасы нефти сейчас находятся на уровне 25% от балансовых, да и они делятся на категории, бывают легко- и трудноизвлекаемые, так какие министр хочет облагать налогом? Есть еще одна проблема. Запасы ставятся на учет по той цене барреля, которая была на момент их подачи на регистрацию в государственную комиссию по запасам. То есть стоимостные оценки у нас сейчас десяти-пятнадцатилетней давности. Да и самих запасов нам американцы недавно насчитали в три раза больше, чем это объявляется».

Кроме того, срок действия лицензии практически никогда не совпадает со сроком эксплуатации месторождения – в итоге нефтяные компании будут платить налоги даже за ту нефть, которую они физически не в состоянии добыть. «Чтобы ввести этот налог, необходимо полностью изменить систему подсчета запасов, постановки их на государственный баланс и даже их категории, нужна регулярная ежегодная оценка, – считает Семен Кимельман. – В любом случае все упирается в точность».

Впрочем, серьезно к предложению Юрия Трутнева пока никто не относится. Как и в истории с возможным отзывом лицензии на разработку Талаканского месторождения у «Сургутнефтегаза», он скорее пытается нащупать свое место в политике и бизнесе. А вообще «господин министр не так известен – может, он пытается таким образом привлечь внимание к своей персоне», – предположила Марина Лукашова.

МПР предлагает ввести налог на запасы

Как пишет Коммерсант, вчера президент Владимир Путин в своем послании заявил, что российские нефтяные компании и мировые потребители нефти заинтересованы в увеличении поставок нефти. Однако "Транснефти" не хватает мощностей для перекачки нефти почти на 40 млн т в год. Хотя в этом году "Транснефть" планирует увеличить прокачку нефти на экспорт в дальнее зарубежье с 169,5 млн до 200 млн т при планируемых объемах добычи в 450 млн т. Президент назвал и проекты, которые позволяют увеличить объемы транспортировки: "Расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов Западная Сибирь--Баренцево море, определение маршрутов перекачки с месторождений в Восточной Сибири, обход проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов 'Дружба' и 'Адрия'".
Кстати, вчера Евросоюз призвал страны--производители нефти увеличить объем нефтедобычи для стабилизации цен на нефть. Вчера же в центре стратегических разработок на российско-американском семинаре министр природных ресурсов Юрий Трутнев предложил экономическими методами стимулировать компании разрабатывать месторождения (а не держать их только для повышения капитализации): "Надо брать налог не только с тонны добытой нефти, но и с тонны запасов".
Подробнее о планах МПР – Коммерсант под рубрикой Тенденции.

Природа общего пользования. Минприроды обещает улучшение погоды

Новое руководство Минприроды собирается улучшить предпринимательский климат в России. Министр Юрий Трутнев выбирает экономическое регулирование недро- и природопользования вместо административного и чисто фискального.

Экспроприация отменяется

Выдача лицензий на право геологоразведки, освоения месторождений и добычу полезных ископаемых, цель которой -- систематизировать работу недропользователей, а также контроль за выполнением лицензионных соглашений,-- важнейшие функции Минприроды. Однако споры о том, как Минприроды должно их выполнять, не утихают. В том, что порядок пользования государственным фондом недр нужно менять, не сомневался и экс-министр природных ресурсов Виталий Артюхов. Еще в прошлом году он предупреждал, что в нераспределенном фонде осталось всего 8% месторождений нефти и 17% -- газа. Но главная проблема, по его словам, заключалась в том, что далеко не все владельцы лицензий на добычу полезных ископаемых оптимально их используют.

По данным Минприроды, из действующих лицензий треть либо нарушала законодательство, либо не исполнялась вовсе. Об этом, например, свидетельствуют итоги проверок за 2002 год: сотрудниками Государственной службы контроля территориальных органов МПР было выявлено 18,9 тыс. нарушений законодательства, из них: безлицензионное пользование недрами -- 2,9 тыс., невыполнение лицензионных соглашений -- 6,2 тыс., нарушение стандартов ведения работ по изучению недр -- 4,8 тыс. Правда, в результате всех этих проверок было приостановлено действие всего 88 лицензий. И это при том, что господин Артюхов был сторонником административных методов и открыто предлагал активизировать разведку и разработку месторождений за счет смены владельцев лицензий -- проведения повторных торгов на право пользования недрами. Бывший министр также настаивал на том, чтобы вывести избыточные запасы из-под юрисдикции компаний, мощности которых не отвечают оптимальным срокам эксплуатации.

Впрочем, реализовать свои планы господин Артюхов не успел: в марте он был отправлен в отставку, а на смену ему пришел экс-губернатор Пермской области Юрий Трутнев, человек с более либеральными взглядами на вопросы недропользования. Еще в должности губернатора господин Трутнев неоднократно критиковал господина Артюхова за "волокиту в вопросе выдачи лицензий и разрешений, которая продолжается годами". "Для меня важно прекратить субъективное распределение природных ресурсов в стране" -- таким было одно из первых заявлений нового министра природных ресурсов. В том, что прежде распределение было субъективным, господин Трутнев смог убедиться по итогам проверки лицензий, выданных с 9 по 11 марта: в последние дни работы бывший министр Артюхов отдал на регистрацию 74 лицензии на геологическое изучение недр. Комиссия, которая была создана новым министром специально для того, чтобы разобраться с правомерностью их выдачи, установила серьезные нарушения (см. Ъ от 2 апреля).

Уже сейчас можно сказать, что главная особенность политики нового министра и его команды в вопросах природопользования -- отказ от административных рычагов управления. Господин Трутнев пообещал, что никакого перераспределения недр и повторных аукционов по месторождениям, которые до сих пор по каким-либо причинам не осваиваются, не будет. А чтобы стимулировать недропользователей, министр предложил ввести налог с тонны запасов (сейчас компании платят налог только с тонны добытых полезных ископаемых). Изменятся также правила проведения аукционов -- по планам министра они должны быть "прозрачными и понятными", а также подход к налогообложению -- предполагается, что он будет дифференцированным. Правда, всего этого недропользователям нужно подождать -- поправки в действующий закон "О недрах" будут внесены в Госдуму не раньше декабря этого года.

Фискальный подход оспаривается

Второе принципиальное изменение в государственной природоохранной политике -- движение к отказу от фискального подхода в решении экологических проблем.

Напомним, уже несколько лет идут споры о том, как взимать с предприятий деньги за загрязнение окружающей среды. С 1992 по 2000 годы все было понятно. В постановлении правительства от 28 августа 1992 года устанавливались нормативы и предельные ставки платежей предприятий за загрязнение окружающей среды. В 2002 году Кольская ГМК (дочерняя компания "Норникеля") оспорила законность взимания платежей. Мотив был такой: платежи по всем признакам являются налогами и должны вводиться не постановлениями правительства, а Налоговым кодексом. Верховный суд это подтвердил, но Конституционный оспорил.

Закончилось тем, что устанавливать ставки платежей разрешили правительству, а не Минприроды. 6 июня 2003 года правительство выпустило постановление 344, где установило новые ставки: от копеек до миллиардов рублей за тонну выбросов в зависимости от вредности вещества в пределах допустимых нормативов и лимитов (нормативы и лимиты отличаются в пять раз, превышение лимитов карается вплоть до уголовной ответственности).

Параллельно Минприроды представило в правительство законопроект "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", вокруг которого тут же разгорелись нешуточные страсти. РСПП обвинил Минприроды в намерении ввести экологический налог: законопроект фактически возрождал плату за выбросы. Промышленники начали требовать, чтобы в рамках нормативов выброса плата за них не взималась, чтобы правительство не могло устанавливать повышающие коэффициенты, а наоборот, снижало бы размеры платежей тем предприятиям, которые инвестируют в строительство и усовершенствование своих очистных сооружений и в новые технологии. Проект же предлагал лишь возвращать до 70% платежей тем предприятиям, которые вкладывают деньги в природоохранные мероприятия. По расчетам промышленников получалось, что предложения Минприроды отнимут у них 10-12 млрд руб. в год. А российской целлюлозно-бумажной промышленности предрекли полное исчезновение, поскольку, если законопроект будет принят, до 45% ее выручки будет уходить на уплату экологического налога.

Получается, что спор, являются ли платежи за загрязнение окружающей среды налогом, несмотря на решение Конституционного суда, продолжается. Новый подход предложила Татьяна Петрова, профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ: "Может быть, следует избрать вариант, при котором компенсация осуществляется в административном порядке и не за уже причиненный вред, а за те последствия, которые неизбежно наступят в будущем, если масштабы негативного воздействия на окружающую среду не будут снижены".

Промышленники согласны с мнением эксперта. Более того, они выдвигают требования, чтобы все экологические платежи шли целевым образом на экологические программы. Но возникает проблема: до 2001 года в федеральном бюджете существовал целевой экологический фонд, однако с 2001 года правительство отменило все бюджетные фонды. Экологические платежи стали поступать в общую бюджетную кассу, из нее же и стали финансироваться экологические расходы. Промышленники уверяли, что, например, в том же 2001 году в бюджет поступило 7,5 млрд руб. экологических платежей, но экологические расходы оказались существенно ниже.

РСПП лоббирует альтернативный проект, который уже подготовлен в Думе. Предлагается снижать платежи на 80% тем, кто занимается целевым инвестированием в природоохранные мероприятия. В Думе нашла поддержку и идея целевого характера использования платежей. Татьяна Петрова считает, что альтернативой фискальному подходу должен стать "механизм 'принудительных инвестиций', когда плата за негативное воздействие предприятий направляется не в бюджет, а непосредственно на природоохранные программы, строительство очистных сооружений и модернизацию производства, дающую экологический эффект. В сентябре 2003 года 'Независимая социальная природоохранная инициатива' провела опрос представителей малого, среднего и крупного бизнеса. Он выявил, что почти все готовы увеличить финансирование собственных экологических программ, если государство откажется от фискального подхода".

Новый министр пока осторожно рассуждает на тему экологических платежей. Однако его заявления о том, что нельзя резко повышать платежи, что предприятия надо подталкивать к инвестированию в природоохранные программы и что надо разработать не просто закон о платежах, а Экологический кодекс, можно трактовать как намерение уйти от фискального подхода в экологических вопросах.

Юрий Трутнев - министр природных ресурсов РФ: "В недропользовании главенствует закон"

-- Какие изменения претерпело ваше министерство в процессе реорганизации?

-- Главное -- это сокращение количества заместителей министра с 12 до 2. На сегодняшний день утверждена кандидатура одного заместителя -- это Анатолий Темкин. По второй кандидатуре вопрос решится до конца этой недели. Кроме того, сократилось число департаментов с 12 до 6, все они разделены по функциональной деятельности. В составе МПР образованы департаменты государственной политики и регулирования в области природопользования, государственной политики в области охраны окружающей среды, управления делами и кадров, экономики и финансов, международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования, а также правовой департамент.

-- Одно из первых ваших заявлений на посту министра касалось необходимости совершенствовать механизмы лицензионной деятельности, в частности, за счет выдачи так называемых сквозных лицензий, которые давали бы право недропользователю работать на месторождении от разведки до добычи. Когда соответствующие поправки могут быть оформлены в законе "О недрах"?

-- Закон "О недрах", в который мы хотим внести ряд существенных изменений, будет вынесен на обсуждение Госдумы не раньше декабря -- приступив к работе почти два месяца назад и потратив время на создание новой структуры МПР, мы вряд ли успеем вписаться в более ранние сроки.

Однако в этом законе есть ряд противоречий, которые мешают работать и недропользователям, и МПР. И наиболее серьезные из них попытаемся устранить к уже концу июня. В частности, это касается принципа "двух ключей" (когда решение о разработке месторождения принимается на федеральном и региональном уровнях.-- Ъ ). Ведь сегодня ряд российских месторождений, за которые государство могло бы получать деньги, простаивают, потому что губернаторы не хотят их выставлять на продажу. А федеральные власти вежливо ждут, причем иногда не один год. Этого быть не должно -- только государство может решить вопрос о дальнейшей судьбе месторождения: оставить его в нераспределенном фонде или выставить на продажу.

Еще одно важное изменение, которое необходимо внести в закон "О недрах", касается сроков между объявлением о проведении аукциона по продаже месторождения и самим аукционом -- сейчас это занимает полгода. И что в течение этого времени должно происходить -- непонятно. На мой взгляд, чтобы определиться, есть ли интерес к месторождению и ресурсы для участия в аукционе, достаточно 45 дней.

Инвестиции в добычу полезных ископаемых во многом сдерживаются и тем, что сегодня разведка минерально-сырьевой базы и добыча природных ресурсов -- прямо не связанные процессы. У инвесторов нет гарантий, что они получат возможность добывать природные ресурсы на месторождении, в изучение и разведку которого они вложили свои деньги. МПР намерено выходить с предложениями в правительство, чтобы дать недропользователю возможность получать права на разработку месторождения, если он его открыл, в автоматическом режиме. Эта инициатива должна быть закреплена и законе "О недрах". Наша задача -- участвовать в развитии экономики, и мы будем сбрасывать барьеры, препятствующие этому.

-- Недропользователи неоднократно обращались в правительство с инициативой введения дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от условий разработки месторождений. Вы эту инициативу поддержали. Как вы конкретно представляете решение этой проблемы?

-- Действительно, у плоской шкалы налогообложения, установленной сейчас, есть масса очевидных недостатков. Не учтено, например, то, что на начальном и заключительном этапах месторождения требуют больше денег. На первом этапе освоения, который требует больших инвестиций, отдача минимальна. Поэтому, на мой взгляд, справедливо, что в течение первых трех-пяти лет ставки налогообложения должны быть льготными. В результате у недропользователя появится стимул для разработки месторождения. Льготы должны сохраняться и на последнем этапе, чтобы недропользователю было выгоднее продолжать эксплуатацию, а не бросить разработку месторождения, как происходит при нынешней системе налогообложения. Однако это сделать сложнее -- время истощения месторождений слишком различное. Можно постараться отнести месторождение к разряду неэффективных по снижению объема добычи. Здесь, правда, могут быть свои манипуляции со стороны недропользователя, и нам нужно детально продумать этот механизм. Кроме того, в отношении нефтяных месторождений нужно постараться учесть специфику добываемой нефти. Есть еще один вариант решения этой проблемы -- с помощью индивидуальной экспертной оценки каждого месторождения. Этот путь мне пока представляется сложным в силу субъективизма принятия решений и возможности высокой коррупционности.

Самое важное -- это не дифференциация, а стимулирование действий недропользователей со стороны государства. Ведь налоги -- это не только механизм, с помощью которого можно наполнить бюджет, это еще и механизм управления недропользователями: они должны четко понимать, чего государство от них хочет. Сегодня крупные компании берут месторождения по такому принципу: сколько смогу, столько зачислю на свой баланс, лишь бы месторождение не досталось конкурентам. А разрабатывают далеко не все месторождения, находящиеся на балансе: они просто числятся за компанией годами, увеличивая ее капитализацию, но не принося денег в экономику страны. Административный механизм здесь не работает -- в адрес таких компаний сыпалась масса угроз, были и судебные разбирательства, но никаких существенных изменений не произошло. Поэтому нужен механизм экономический -- компаниям нужно предложить платить налог не только с тонны добытых полезных ископаемых, но и с тонны их запасов. Иными словами, взял месторождение -- разрабатывай, не хочешь вкладывать деньги в разработку -- все равно плати налоги. И если компании интересно платить налоги, не получая при этом прибыли с месторождения,-- это ее право.

-- То есть месторождения, которые числятся на балансе у компаний и не разрабатываются по сей день, не будут изыматься с целью повторной продажи на аукционе?

-- Надо создать условия, при которых компании будет невыгодно держать месторождение в запасе. Если же компании не в состоянии сейчас разрабатывать месторождения, они сами начнут отказываться от них. Однако совсем отказываться от административного регулирования нельзя -- в законе "О недрах" нужно определить механизмы изъятия лицензий в случае нарушения выполнения лицензионных условий. Сегодня же угроза изъятия лицензий -- это элемент шантажа. А государство должно быть абсолютно объективным по отношению ко всем недропользователям, и процедура изъятия и основания для этого должны быть четко прописаны в законе так, чтобы правила игры были полностью понятны недропользователю.

-- Какова судьба законопроекта "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"? Известно, что промышленники отнеслись к нему отрицательно, они утверждают, что закон будет способствовать коррупции и не будет стимулом для инвестиций в модернизацию очистных сооружений...

-- Закон нужен, и это очевидно. Существует шкала предельно допустимых объемов выбросов, и нужно заставлять предприятия, чтобы они утверждали свои инвестиционные программы, заботясь об улучшении взаимодействия с окружающей средой. Но более сложной я вижу ситуацию не с предприятиями, а с муниципальными образованиями -- из-за ограниченных денежных ресурсов они не в состоянии инвестировать достаточное количество денег в реконструкцию очистных сооружений. Сейчас около 90% коммунальных стоков в России недоочищены. Результат -- сотни тысяч кубических метров грязных стоков попадают в реки. Поэтому убежден, и как министр, и как бывший губернатор Пермской области: очистка стоков не должна быть муниципальной проблемой. Это хороший, и окупаемый, и абсолютно прозрачный бизнес. И если муниципальное предприятие не в состоянии самостоятельно найти инвестиции, нужно решать эту проблему в бизнес-пространстве.

-- В какие сроки можно решить эту проблему?

-- Должна быть прогрессия: нельзя резко повышать платежи, чтобы избежать негативного воздействия на экономику. Понятно, что за один день предприятия чистыми не станут, но, проводя комплекс природоохранных мер, предприятие сможет стать безопасным с точки зрения экологии уже через пять-семь лет. С муниципальными образованиями -- хуже. Тем не менее и предприятия, и муниципальные образования уже сегодня должны понимать, что улучшение окружающей среды -- это тенденция, в рамках которой должно быть очевидно, что главная задача -- не эксплуатировать окружающую среду, а, пользуясь ею, стараться ее улучшить.

-- То есть вы поддерживаете механизм принудительных инвестиций в реконструкцию очистных сооружений?

-- Считаю, что инвестиции абсолютно необходимы. Предприятия не должны зарабатывать деньги на ухудшении состояния окружающей среды и должны платить за ее восстановление. Условно, если от деятельности ГЭС обрушиваются берега, то платить за это должна не пострадавшая в результате школа, а РАО "ЕЭС России". Все эти проблемы мы постараемся объединить, и я не исключаю, что МПР обратится в правительство с предложением разработать Экологический кодекс.

-- Правительство одобрило Лесной кодекс: как вы относитесь к инициативе передачи леса в частную собственность?

-- Чтобы в лесу появился хозяин, вполне достаточно передавать лес в долгосрочную аренду. Решение о передаче леса в собственность должно приниматься лишь по итогам и в зависимости от того, как люди будут хозяйничать в лесу.

-- Каковы перспективы Водного кодекса?

-- Он почти готов, его разработчик -- Минэкономразвития.

-- Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко недавно заявил о том, что месторождения "Сахалина-3" будут выставлены на аукцион. Однако американская компания ExxonMobil считает, что право на осуществление деятельности оператора этого месторождения принадлежит ей. Как вы можете это прокомментировать?

-- Решение правительства по "Сахалину-3" принято, и согласно этому решению у ExxonMobil нет лицензии оператора на разработку этого месторождения. Мы это решение не собираемся обсуждать -- нас интересует не столько позиция ExxonMobil, сколько соблюдение российского законодательства. Месторождения "Сахалина-3" должны быть выставлены на аукцион, и мы будем готовить его условия. Но это перспектива не ближайшего времени -- сейчас у нас готовятся условия аукционов по ряду других крупных месторождений, и "Сахалин-3" в них не входит.

-- Какие месторождения будут выставлены на аукционы в первую очередь?

-- Например, Сухой Лог. Мы сейчас стараемся отработать условия проведения аукциона по этому месторождению, чтобы на этом примере потом проводить другие аукционы. Иными словами, мы не хотим придумывать специфические условия для каждого месторождения. Комплекс лицензионных условий должен быть таким, чтобы все представители бизнеса имели четкое представление о правилах игры. От этого будет легче и МПР, и компаниям-участникам: ведь к стандартному перечню инвестиционных условий гораздо легче готовиться. Условия аукциона по Сухому Логу должны быть утверждены до конца июня.

-- Вы заявили, что МПР намерено оспорить выдачу "Сургутнефтегазу" лицензии на разработку Талаканского месторождения. Как вы собираетесь это сделать?

-- Сейчас я дал поручение юристам подготовить иск в суд, обратно документы пока не получил. Так что сказать что-то определенное о готовности оспорить проведение аукциона по Талаканскому месторождению пока не готов.

-- Есть ли у МПР конкретные претензии к недропользователям Ковыктинского месторождения?

-- Я бы не хотел говорить сейчас что-то определенное про конкретных недропользователей. Позиция проста: сначала нужно разработать законодательство, ввести общее стандарты, а потом требовать их исполнения. Главное, чтобы все понимали, что в недропользовании главенствует закон.


Новости близкие по теме:
 В УК «Южный Кузбасс» назначен новый управляющий директор
 Дорогу от Новой Чары до комбината «Удокан» построят в 2019 году в Забайкалье
 ШААЗ продаст предприятиям УГМК 200 аналогов Caterpillar
 ГК «ТИСК» направит 200 млн руб. на разведку Турунтаевского проявления полиметаллов в Томской области
 Александр Усс объявил о начале формирования дирекции проекта «Енисейская Сибирь»

Все новости раздела:
Власти

Март, 2019   Февраль, 2019   Январь, 2019   Декабрь, 2018   Ноябрь, 2018   Октябрь, 2018   Сентябрь, 2018   Август, 2018   Июль, 2018   Июнь, 2018   Май, 2018   Апрель, 2018   Март, 2018   Февраль, 2018   Январь, 2018   Декабрь, 2017   Ноябрь, 2017   Октябрь, 2017   Сентябрь, 2017   Август, 2017   Июль, 2017   Июнь, 2017   Май, 2017   Апрель, 2017   Март, 2017   Февраль, 2017   Январь, 2017   Декабрь, 2016   Ноябрь, 2016   Октябрь, 2016   Сентябрь, 2016   Август, 2016   Июль, 2016   Июнь, 2016   Май, 2016   Апрель, 2016   Март, 2016   Февраль, 2016   Январь, 2016   Декабрь, 2015   Ноябрь, 2015   Октябрь, 2015   Сентябрь, 2015   Август, 2015   Июль, 2015   Июнь, 2015   Май, 2015   Апрель, 2015   Март, 2015   Февраль, 2015   Январь, 2015   Декабрь, 2014   Ноябрь, 2014   Октябрь, 2014   Сентябрь, 2014   Август, 2014   Июль, 2014   Июнь, 2014   Май, 2014   Апрель, 2014   Март, 2014   Февраль, 2014   Январь, 2014   Декабрь, 2013   Ноябрь, 2013   Октябрь, 2013   Сентябрь, 2013   Август, 2013   Июль, 2013   Июнь, 2013   Май, 2013   Апрель, 2013   Март, 2013   Февраль, 2013   Январь, 2013   Декабрь, 2012   Ноябрь, 2012   Октябрь, 2012   Сентябрь, 2012   Август, 2012   Июль, 2012   Июнь, 2012   Май, 2012   Апрель, 2012   Март, 2012   Февраль, 2012   Январь, 2012   Декабрь, 2011   Ноябрь, 2011   Октябрь, 2011   Сентябрь, 2011   Август, 2011   Июль, 2011   Июнь, 2011   Май, 2011   Апрель, 2011   Март, 2011   Февраль, 2011   Январь, 2011   Декабрь, 2010   Ноябрь, 2010   Октябрь, 2010   Сентябрь, 2010   Август, 2010   Июль, 2010   Июнь, 2010   Май, 2010   Апрель, 2010   Март, 2010   Февраль, 2010   Январь, 2010   Декабрь, 2009   Ноябрь, 2009   Октябрь, 2009   Сентябрь, 2009   Август, 2009   Июль, 2009   Июнь, 2009   Май, 2009   Апрель, 2009   Март, 2009   Февраль, 2009   Январь, 2009   Декабрь, 2008   Ноябрь, 2008   Октябрь, 2008   Сентябрь, 2008   Август, 2008   Июль, 2008   Июнь, 2008   Май, 2008   Апрель, 2008   Март, 2008   Февраль, 2008   Январь, 2008   Декабрь, 2007   Ноябрь, 2007   Октябрь, 2007   Сентябрь, 2007   Август, 2007   Июль, 2007   Июнь, 2007   Май, 2007   Апрель, 2007   Март, 2007   Февраль, 2007   Январь, 2007   Декабрь, 2006   Ноябрь, 2006   Октябрь, 2006   Сентябрь, 2006   Август, 2006   Июль, 2006   Июнь, 2006   Май, 2006   Апрель, 2006   Март, 2006   Февраль, 2006   Январь, 2006   Декабрь, 2005   Ноябрь, 2005   Октябрь, 2005   Сентябрь, 2005   Август, 2005   Июль, 2005   Июнь, 2005   Май, 2005   Апрель, 2005   Март, 2005   Февраль, 2005   Январь, 2005   Декабрь, 2004   Ноябрь, 2004   Октябрь, 2004   Сентябрь, 2004   Август, 2004   Июль, 2004   Июнь, 2004   Май, 2004   Апрель, 2004   Март, 2004   Февраль, 2004  

Стена

Нет комментариев на стене








Система Orphus









 









НОВОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  | ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  | ПОИСК ОДНОКУРСНИКОВ | СООБЩЕСТВО ГОРНЯКОВ
© МайнеДжоб (1999-2015)